Фотоэволюция

Spec#13_mini

С момента изобретения первого пленочного фотоаппарата прошло менее ста лет. Громоздкие камеры-коробки, «мыльницы», китайские чудо-полароиды, зеркальные, цифровые, мобильные… Это не только эволюция техники, но и наших возможностей. Сегодня любой из нас может без особого труда освоить фотокамеру и приобщиться к этому ставшему уже массовым искусству.

А с появлением современных смартфонов со встроенными камерами фотография приобрела еще и социальный смысл, превратив частное в общественное. Снял происходящее с тобой на смартфон и тут же выложил в Facebook или Twitter. И весь мир в курсе твоих новостей.

 

Камера-обскура (от латинского — «темная комната») — первое устройство, позволившее получать оптическое изоб-ражение объектов. Представляла собой затемненные помещения (или большие ящики) с отверстием в одной стене и экраном (матовым стеклом или тонкой белой бумагой) на противоположной. Лучи света, проходя сквозь отверстие диаметром 0,5-5 мм, создают перевернутое изображение на экране.

Леонардо да Винчи, а затем и другие художники использовали камеру-обскуру для зарисовок с натуры. В XVI веке Джероламо Кардано поместил в камеру линзу и получил первые, хотя и сильно расплывчатые фотографии. В 1727 году Иоганн Шульц улучшил их качество, внедрив в процесс соли серебра, реагирующие на свет.

Простейшую фотокамеру (пинхол), работающую по принципу «обскура», можно сделать в домашних условиях. Для этого нужен спичечный коробок (консервная банка или что-то подобное), две пленочные кассеты и изолента! Главное — правильно рассчитать размер отверстия, чтобы изображение было максимально четким, и хорошо затемнить устройство, чтобы свет попадал только через «объектив».

Принцип работы пинхол-камеры прост: от объекта съемки отражаются лучи света, проходят через отверстие в «коробке» и создают изображение на пленке. Чем меньше размер отверстия, тем резче будет рисунок. Фото получаются с интересными эффектами и выглядят вполне высокохудожественно.

Первой дошедшей до нас фотографией стал снимок Ньепса, который в 1820 году соединил светочувствительный битум с камерой-обскурой. А первой пленочной малоформатной фотокамерой стал фотоаппарат Leica, созданный Оскаром Барнаком в 1913 году (в 1923-м начался ее выпуск). В СССР выпускались клоны камеры Leica II — фотоаппараты «ФЭД» и «Зоркий».

В пленочном фотоаппарате изображение объекта проецируется на светочувствительный одноразовый материал — фотопленку. Для получения фотографий ее нужно проявить — в лаборатории или дома. У многих из нас еще свежи воспоминания о развешанных по квартире пленках, проявочных бочках в темных ваннах, фиксирующих растворах, пинцетах, таймерах…

Пленка сегодня снова в моде. Купленные за 300 рублей на блошиных рынках «Зоркие» и «Зениты» — неизменные атрибуты всякого уважающего себя «хипстера». А также предмет гордости любителей альтернативной фотографии. Примитивная конструкция камеры — пластиковый корпус, пластиковая линза, простейший затвор  — дают обилие «эффектных дефектов» типа виньетирования, засветки, мультиэкспозиции.

В 1983 году Ленинградское оптико-механическое объединение выпустило автоматический компактный фотоаппарат «ЛОМО Компакт-Автомат» с таким набором неисправностей в оптике, что изображение получалось с причудливыми «художественными» дефектами. Позже любители таких экспериментов основали новое течение фотографии — ломография и объединились в Ломографическое общество — LoMo, которое расшифровали как love and motion (любовь и движение). Суть ломографии — ловить на пленку жизнь во всех ее проявлениях!

Малоформатный пленочный фотоаппарат Diana начал выпускаться в 1960 годы в Гонконге. Почти полностью пластмассовая камера пора-зила поклонников фотографии своими мягкими, причудливыми снимками, которые не отличались резкостью. В 70-е интерес к Diana угас, а в 2007 году Ломографическое сообщество возвратило камеру к жизни и запустило выпуск модели Diana F+. Реклама гласит: «Diana F+ — низкое качество высшей категории!».

На фото: BRONICA GS-1. Однообъективная зеркальная камера модульной конструкции — массивный корпус, штатный объектив, пленочный магазин, шахтный видоискатель. Весит она около 2 кг, а стоит порядка 1200-1800 долларов.

Зеркальные фотокамеры (зеркалки) получили широкое распространение в 50-60-е годы прошлого века. Суть их механизма в том, что для выбора объекта съемки используется видоискатель, в оптическую схему которого входит зеркало.

Снимать на такую камеру несложно, если не брать в расчет ее немалый вес (более 2 кг). Другой немаловажный «недостаток» — высокая стоимость как самого фотоаппарата, так и снимков. Ролик пленки из 12 кадров — порядка 250 рублей. Проявить ее можно в фотолаборатории или вручную, а затем отсканировать или напечатать кадр. Сканирование обойдется примерно в 200 рублей за кадр, а печать будет зависеть от типа бумаги и формата отпечатка — от 300 рублей до десятков тысяч.

Первые среднеформатные фотокамеры были пленочными (сейчас выпускаются и цифровые). Используется пленка типа 120, при этом размер конечного снимка можно увеличивать без потери качества. Преимущества таких камер — в качестве изображения: меньшей глубине резкости, рисунке оптики, тоно- и цветопередаче. Сегодня их используют в основном профессиональные фотографы и любители ретро (по типу меломанов, которые слушают виниловые пластинки).

В 1981 году Sony выпустила камеру Sony Mavica, с которой принято отсчитывать историю современной цифровой фотографии. Появление «цифровиков» можно считать переворотом, аналогичным изобретению химического фотопроцесса в начале прошлого века. На смену громоздким телекамерам с электронно-лучевыми трубками пришло компактное устройство, освоить которое можно за один день.

Если в пленочном фотоаппарате запоминание изображения происходит на фотопленку, то в цифровом оно воспринимается матрицей. Это полупроводниковая пластина, содержащая большое количество светочувствительных элементов. В отличие от пленки, ее не нужно покупать и менять всякий раз, как вы «отщелкали» очередные 20-30 кадров. А процесс «проявки» сокращается до долей секунды: полученный с матрицы сигнал подвергается оцифровке, формат RAW преобразуется в любой удобный для просмотра и печати, а сам снимок сохраняется на флеш-карте. Никаких больше проявочных «тазиков» и гирлянд из пленки!

Увлечение «цифрой» — занятие заразительное. Стоит только начать, и ты увлекаешься настолько, что готов совершенствовать свою «игрушку» бесконечно. Докупать дорогостоящие объективы (для лучшего качества или просто забавы типа эффекта «рыбьего глаза»). Добавим сюда неизменные атрибуты фотографа — сумка или рюкзак, штативы, внешние вспышки, отражатели, софт-боксы…

С появлением цифровиков начался бум увлечения фотографией. «Умный» фотоаппарат сделает за тебя все — выберет объект съемки и наведет фокус, определит тип освещения и выстроит экспозицию. Хочется творчества — переключись с автоматического режима на ручной и экспериментируй с зумом, выдержкой и диафрагмой. 35 фото любимого кота в нелепой позе или 50 снимков цветочка в горшке — не стесняйся, матрица все стерпит!

Фотокамера оснащена надежным, влаго- и пылезащитным корпусом из магниевого сплава. Компактные размеры и высокая производительность. Система обработки изображений EXPEED позволяет снимать изображения с превосходной детализацией со скоростью до пяти кадров в секунду. Система распознавания сюжетов позволяет делать превосходные снимки даже в условиях сложного освещения.

С появлением современных смартфонов открылась новая эра развития фотографии. Отличный фотоаппарат теперь может уместиться у нас в кармане. Качество снимков, сделанных на камеру хорошего мобильного телефона, не уступает, а порой превосходит фото с цифровых «мыльниц». Разработчики снабдили телефонные фотоаппараты всеми необходимыми настройками и даже вспышкой. Особо преуспели в этом гаджеты от Аpple — iPhone, iPod и iPad.

Недавно презентованный iPhone 4s снабжен пятимегапиксельной камерой с пятикратным цифровым увеличением, на задней его панели — датчик освещенности и автоматическая светодиодная вспышка. Фокусировка осуществляется одним прикосновением к экрану, а заодно камера автоматически выставляет экспозицию и баланс белого.

Отснятые навороченными камерами фото можно обработать тут же в смартфоне. «Мобильный фотошоп» позволит перевести фотографию в черно-белую версию, сделать ее с оттенком сепия, кадрировать и многое другое. Пользователи современных гаджетов могут воспользоваться массой бесплатных приложений под iOS и Android, которые умеют делать из обычной фотографии коллажи, панорамы, комиксы и другие чудеса.

Очень популярным в продвинутых молодежных кругах стало приложение Instagram, доступное для устройств Apple и Android. Программа превращает скучные мобильные снимки в пленочные с помощью специальных фильтров. Разработчики приложения даже провели эксперимент  — попросили опытных ЛОМОманов и Dianaлюбов отличить настоящие пленочные фотографий от тех, что сделаны с помощью Instagram. Победу в эксперименте одержали современные технологии.

Авторы Instagram не остановились на достигнутом и превратили свое чудо-приложение в своеобразную социальную сеть. Зарегистрированные на официальном сайте пользователи получают собственный аккаунт и возможность делиться псевдопленочными снимками с другими Instagram-юзерами. Как и в классических соцсетях, там есть профиль, лента новостей, «лайки» и комменты.

Поделиться в соц. сетях

Опубликовать в Google Buzz
Опубликовать в Google Plus
Опубликовать в LiveJournal
Опубликовать в Мой Мир
Опубликовать в Одноклассники
Запись опубликована в рубрике Спецпроект. Добавьте в закладки постоянную ссылку.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

*

Можно использовать следующие HTML-теги и атрибуты: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <strike> <strong>